4. Права и обязанности участников образовательного процесса
К участникам
образовательного процесса относятся педагогические работники Учреждения,
обучающиеся, родители (законные представители).
Все участники образовательного процесса
пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и
настоящего Устава.
4.1. Права
обучающихся:
-
на получение бесплатного
образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
-
на выбор
образовательного учреждения, форм получения образования, перевод в другой класс
или другое образовательное учреждение;
-
на знакомство с
настоящим Уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими
деятельность Учреждения;
-
на выбор профиля
обучения в Учреждении;
-
на бесплатное
пользование библиотечным фондом, иной материально-технической базой Учреждения
для использования в образовательном процессе;
-
на получение
дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
-
на участие в управление
Учреждением, классом;
-
на уважение
человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение
своих взглядов и убеждений;
-
на свободное посещение
мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
-
на добровольное
привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
-
на добровольное
вступление в любые общественные организации;
-
на защиту от применения
методов физического и психического насилия;
-
на условия обучения, гарантирующие
охрану и укрепление здоровья;
-
на своевременное (не
менее 3 дней) уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ,
зачетов, смотров знаний;
-
на сдачу экзамена в
случае несогласия с годовой оценкой по соответствующему предмету комиссии,
создаваемой в Учреждении;
-
на моральное и
материальное поощрение в соответствии с Положением.
4.2. Обязанности
обучающихся:
-
соблюдать настоящий
Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, Правила для обучающихся,
другие акты Учреждения, решения органов самоуправления и приказы директора;
-
уважать права, честь и
достоинство других обучающихся, работников Учреждения, не допускать ущемление
их интересов, помогать младшим;
-
быть дисциплинированным,
соблюдать общественный порядок в Учреждении и вне ее, выполнять требования
дежурных по Учреждению;
-
сознательно относиться к
учебе, своевременно являться на уроки и другие занятия, производственную
практику, соблюдать порядок на рабочем месте;
-
беречь имущество
Учреждения, бережно относиться к результатам труда других людей, школьному
имуществу, зеленым насаждениям;
-
придерживаться делового
стиля одежды или единой школьной формы, предусмотренной в классном коллективе,
во время учебных занятий;
-
соблюдать правила охраны
труда в образовательном процессе;
-
экономно расходовать
электроэнергию, воду, сырье и другие материалы.
4.3. Обучающимся
запрещается:
-
приносить, передавать
или использовать оружие, употреблять спиртные напитки, пиво, курить табачные
изделия, употреблять токсические и наркотические вещества;
-
использовать любые
средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;
-
нарушать общественный
порядок в Учреждении и общественных местах;
-
производить любые иные
действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих и самого
обучающегося;
-
приносить колющие,
режущие предметы, опасные для здоровья и жизни обучающихся;
-
приносить в Учреждение и
пользоваться аудио, видеотехническими средствами, сотовыми телефонами;
4.4. Права
педагогических работников:
-
на участие в управлении
Учреждением;
-
на защиту своей
профессиональной чести и достоинства;
-
на свободу выбора и
использования методики и технологии обучения и воспитания, учебных пособий и
материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной
Учреждением, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников;
-
на повышение своей
квалификации не реже, чем один раз в 5 лет;
-
на аттестацию согласно
Положению об аттестации педагогических работников на квалификационную
категорию;
-
на пользование льготами,
установленными действующим законодательством;
-
проведение
дисциплинарного расследования на педагогического работника может быть проведено
только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме, в
соответствии с действующим законодательством. Копия жалобы должна быть передана
данному педагогическому работнику, ход расследования и принятые по его
результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия
заинтересованного педагогического работника Учреждения, за исключением случаев,
ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при
необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников;
-
на длительный отпуск не
реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и
условия которого определяются Положением о порядке предоставления длительного
отпуска педагогическим работникам;
-
на моральное и
материальное стимулирование в соответствии с Положением о стимулировании
педагогических работников, административно-управленческого и младшего
обслуживающего персонала;
-
на оборудованное по
требованиям рабочее место, благоприятные условия труда и отдыха, рациональный
режим работы;
-
на учебную нагрузку в
пределах имеющихся учебных часов по предмету и в соответствии с условиями
трудового договора, ограничиваются верхним пределом, определяемым Типовым
Положением об ОУ;
-
на получение пенсии за
выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста
4.5. Обязанности
педагогических работников:
-
выполнять устав
Учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, другие документы,
регламентирующие деятельность Учреждения;
-
обеспечивать и нести
ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования
техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности;
-
применять необходимые
меры к обеспечению сохранности оборудования и имущества Учреждения, воспитывать
бережное отношение к ним со стороны учащихся, заботиться о лучшем оснащении
своего рабочего места;
-
уважать права, честь и
достоинство всех участников образовательного процесса;
-
создавать творческие
условия для получения глубоких и прочных знаний, умений и навыков учащимися;
обеспечивать сотрудничество с учащимися в процессе обучения и во внеурочной
работе;
-
изучать индивидуальные
способности учащихся, их семейно-бытовые условия, использовать в работе
современные достижения психолого-педагогической науки и методики;
-
обеспечивать гласность
оценки, своевременность и аргументированность ее выставления;
-
повышать свою
квалификацию, применять здоровьесберегающие и инновационные технологии в
образовательном и воспитательном процессах;
-
воспитывать учащихся на
основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный
пример следования им;
-
поддерживать постоянную
связь с родителями (законными представителями) обучающихся, оказывать им
практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать
родителей к посильному участию в организации образовательного процесса;
-
активно пропагандировать
педагогические знания;
-
предоставлять
возможность родителям, другим педагогам посещать свои уроки (по
предварительному согласованию);
-
предоставлять
возможность администрации посещать свои уроки, внеклассные мероприятия для
осуществления внутришкольного контроля в соответствии с планом работы
Учреждения;
-
своевременно проходить
медицинские осмотры.
4.6. Права
родителей (законных представителей) обучающихся:
- выбирать формы
получения образования и образовательное учреждение;
-
защищать законные права
и интересы ребенка; обращаться к администрации Учреждения в целях защиты
законных прав и интересов ребенка, в случае конфликта между родителем и
учителем по воспитании ребенка имеют право подать заявление на имя директора на
решение конфликтной ситуации;
-
знакомиться с Уставом
Учреждения, Правилами внутреннего распорядка, лицензией на право ведения
образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и
другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения;
-
принимать решение о
переводе ребенка в другой класс, в другое образовательное учреждение, об
изменении профиля обучения;
-
участвовать в управлении
Учреждением, классом; принимать участие и выражать свое мнение на общих и
классных родительских собраниях;
-
присутствовать на
заседаниях органов управления Учреждением и принимать участие в обсуждении в
случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
-
знакомиться с ходом и
содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка; ставить
вопрос о несогласии с годовой оценкой по предмету и проведения экзамена
независимой комиссией;
-
посещать Учреждение и
беседовать с педагогами после уроков, посещать уроки учителей в классе, где
обучается ребенок, в День открытых дверей или по согласованию с учителем;
-
заключать договор с
Учреждением о предоставлении образовательных услуг, при обучении ребенка в
семье о продолжении обучения в Учреждении на любом этапе обучения.