Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хорулинская средняя общеобразовательная школа имени Е.К.Федорова» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)
Наименование проекта
|
- Создание агрошколы как ресурсного центра исследовательской деятельности учащихся
|
Анализ социокультурной ситуации
|
МБОУ «Хорулинская СОШ им. Е.К. Федорова» открыта в 1929 году. Она расположена в Нюрбинском районе село Хорула. Село находится в 120 километрах от центра улуса и 780 километрах от столицы республики города Якутска и является одним из самых отдаленных школ улуса. Начиная, с весенней распутицы до установления зимника наслег практически не имеет наземной связи с улусным центром.
Хозяйственно – экономическая.
В селе имеется один сельскохозяйственный производственный кооператив «Хорула», 11 крестьянских хозяйств, 8 человек занимаются индивидуальным предпринимательством, 5 – кадровой охотой. Экономика большинства семей во многом зависит от подсобных хозяйств (разведение крупного рогатого скота, коневодства, сезонной охоты). В селе имеется:
- администрация наслега (10 работников)
- участковая больница (17 работников)
- филиал «Почта России» (1 работник)
- ветеринарный участок (5 работников)
- сахателеком (1 работник)
- детский сад (15 работников, из них 4 воспитателя)
- филиал районной библиотеки (1 работник)
- сельпо « Хорула» (3 работников)
- торговая точка УПО (6 работников) с пекарней;
- частные магазины розничной торговли промышленными и продуктовыми товарами – 2.
- частная пекарня
- сельэнерго (2 работника)
- Культурный центр « Кэскил» (7 работников)
- школа (53 работника, из них 28 учителей, 7 работников пришкольного интерната).
Демографическая.
Численность населения составляет 802 человек.
Возрастная категория
|
мужчин
|
женщин
|
всего
|
18 – 29
|
92
|
79
|
171
|
30 – 39
|
45
|
33
|
78
|
40 – 49
|
63
|
55
|
118
|
50 – 59
|
41
|
44
|
85
|
60 – 69
|
19
|
23
|
42
|
70 и выше
|
15
|
19
|
34
|
Резкая разница возрастной категории 30 – 40-летних фертильного возраста от других возрастных категорий в 1,5 – 2 раза объясняется тем, что в 1970 – 80 годы интенсивно использовалась космическая трасса, пролегающая над территорией Хорулы и унесшая жизнь многих сельчан. В данное время экологическая обстановка считается благополучной, хотя глубоких исследований в этой области не приводились.
Общие сведения об образовательном учреждении
Лицензия: Серия А № 152678 выданный 16 июня 2009 г. государственной службой по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте РС (Я)
Благоустройство и оснащенность: в наличии работающая система канализации, а также оборудованные в соответствии с СанПиН туалеты; три оборудованных аварийных выхода, необходимое количество средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности; электропроводка здания соответствует современным требованиям безопасности; действующая пожарная сигнализация; наличие компьютеров для осуществления образовательного процесса; 3 интерактивных доски; имеется компьютерный класс; наличие свободно распространяемого общесистемного и прикладного программного обеспечения (операционная система, офисные программы (редакторы текстов, таблиц), для каждого установленного компьютера; имеется кабинет биологии, кабинет химии, кабинет физики, 4 кабинета начальных классов, учебная мастерская; библиотека, спортивный зал.
SWOT анализ.
Сильные стороны:
- устойчивый уклад жизни школы;
- инновационный опыт (РЭП);
- хорошая материально-техническая база (пришкольный участок);
- стабильная обеспеченность кадрами (из 29 педагогов 3 приезжих, имеются 4 семей педагогов);
- традиции школы.
Слабые стороны:
- трудности при переходе на новый этап;
- недостаточная информационно - технологическая обеспеченность (компьютеры, офисная техника, мультимедиа, низкоскоростной высоко-тарифный интернет);
- неоднородный контингент (здоровье, социальное положение, разный уровень развития ребенка и др.);
- недостаточная активность родителей в контролирующих функциях организации работы школы.
Благоприятные внешние возможности:
- деятельность СДК «Кэскил» Хорулинского наслега, администрация МО, филиалы учреждений, общественные организации);
- сезонный ЛТО «Кэнчээри»;
- социальный проект «Социальное партнерство» в рамках реализации социального проекта МО «Нюрбинский район» «Здоровая семья – здоровое общество», разработанный совместно с администрацией наслега;
Угрозы:
- несоответствие МТБ количеству обучающихся;
- угроза усиления негативного влияния среды на жизнедеятельность ОУ;
- могут возникнуть трудности в общественно-государственном управлении ОУ, сотрудничестве с родителями из – за инертности населения.
- неполная реализация воспитательных возможностей школы, родителей.
|
Проблематика проекта
|
Анализ социокультурной ситуации выявил следующие проблемы, решение, или частичное решение которых должно отразиться в программ развития школы.
- Подпроект «Здоровье ученика» вводится, учитывая не совсем благополучную экологическую ситуацию села.
- Подпроект «Семья и школа – социальные партнеры». Решение асоциальности детей, недостаточной некомпетентности родителей в области педагогики и психологии. Учет влияния социально-экономических и культурно-бытовых условий семьи и населения на процесс воспитания подрастающего поколения.
- Подпроект «Комфортная школа» вводится с целью повышения безопасности ОУ для детей, ответственности перед обществом.
- Подпроект «Традиция», т.к. работа по выполнению темы РЭП напрямую связана с воспитательным потенциалом наслега, социума. Учет традиционного уклада жизни, культуры села и непосредственной близости детей к живой природе, возможности близкого взаимодействия с ней, что положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое развитие детей.
|
Философские основания
|
- Проект способствует привитию трудовых и предпринимательских навыков учащимся путем непрерывного образования, направленного на получение основ профессионализма и воспитание конкурентноспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села, хозяина земли, менеджера.
- Посильное участие детей в различных видах домашнего, производительного труда, обуславливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, а также привитие трудолюбия, понимания значения труда в жизни человека.
- В связи со спадом сельскохозяйственного производства остро стоит проблема обеспечения сельского хозяйства инициативными высококвалифицированными заинтересованными кадрами. Наблюдается отток сельской молодежи в городе. Существует проблема закрепления молодежи на селе.
- Выращивание овощей на основе расширенного школьного производства в возможности самой школы разрешает проблему поставки овощей в школьную столовую.
Цель проекта: - Создание агрошколы как ресурсного центра исследовательской деятельности учащихся
Задачи проекта:
- создание материально-технической базы по внедрению дуального обучения;
- создание системы профориентационной работы, позволяющей учащимся раннюю профилизацию;
- изменение содержания учебных программ, дополняющих стандарты образования и позволяющее выпускнику адаптироваться в социально-экономическом пространстве улуса, республики;
- формирование системы демократичного, государственно-общественного управления школой;
- обеспечение экономической стабильности школы и создание ресурсов её развития.
|
Психологическая концепция
|
Социально-психологическая миссия школы состоит в создании психологической образовательной системы, ядром которой является система психологизации воспитания, способной удовлетворить потребность социума в воспитании человека - патриота и гражданина, одухотворенного идеалами добра и активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять.
Школа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение ребенка с 1 по 11 класс через социально-психологическую службу: психолог, социальный педагог, медицинский работник.
|
Содержание образования
|
Механизмы реализации Программы предусматривают использование различных форм и методов управления, в том числе следующих:
- стратегическое планирование и прогнозирование на 2014-2018 г.г.;
- разработка и реализация целевых проектов, в т.ч. бизнес-проектов;
- стимулирование инновационной активности педагогов, постоянное повышение их квалификации;
- использование экономических рычагов воздействия, материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий;
- общественное управление развитием школы, социальное партнерство.
|
Этапы реализации проекта
|
Сроки и этапы реализации:
1.Защита и начало апробации стратегии модульных изменений в новых условиях. 2014/2015 учебный год.
2.Полномасштабное развертывание всех задействованных подпроектов, 2014 – 2016 годы.
3.Оформление результатов. 2015/2016 учебный год.
|
Дорожная карта реализации проекта
|
сроки
|
Ожидаемый результат
|
Нормативный документ
(при наличии)
|
Задача 1
|
|
|
|
Мероприятие 1
|
|
|
|
Мероприятие 2
|
|
|
|
Задача 2
|
|
|
|
Мероприятие 1
|
|
|
|
Мероприятие 2
|
|
|
|
Предполагаемые результаты
|
Для учащихся:
-получение базовых знаний по ведению собственного бизнеса, предпринимательства;
- получение общеучебных и трудовых навыков, способствующих последующей социализации и непрерывному профессиональному образованию в изменяющихся условиях современного рынка труда;
- умение выстраивать отношения с другими людьми (развитие коммуникативности и толерантности);
- развитие проектной деятельности и креативности мышления.
Для родителей (законных представителей):
- заинтересованность в развитии своих детей и школы;
-совместная деятельность в детско-взрослой общности;
- участие в управлении развитием образовательного учреждения и образования;
- готовность к решению проблем, возникающих в процессе реализации Программы.
Для учителей:
- сформированность навыков работы по различным направлениям;
- максимальная самореализация;
- овладение навыками рефлексии в условиях взаимодействия по образовательным областям и реализации подпроектов;
-умение свободно действовать в сетевом пространстве на основе полной ответственности за реализацию образовательных инициатив.
Для образовательного учреждения:
- создание новой модели общеобразовательного учреждения- агрошколы в условиях раздельного обучения мальчиков и девочек;
- развитие материально-технической базы школы;
- повышение привлекательности и формирование имиджа школы как места для успешной социализации детей.
|
Критерии оценки предполагаемых результатов
|
- динамика состояния физического и психологического здоровья учащихся;
- рост показателей обученности и воспитанности;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности;
- позитивные ценностные ориентации и нравственные эталоны;
- развитие способности учащихся противодействовать негативным социальным процессам;
- личностно-профессиональный рост участников проекта;
- жизнестойкость, конкурентоспособность, престижность школы
|
Кадровое обеспечение проекта
|
Школа обеспечена педагогическими кадрами полностью. Количество педагогов – 28. Категория УПД: высшая категория – 1, первая категория – 8, вторая категория – 14, базовая-5.
Образование: высшее – 18 (64%), среднее специальное – 10 (36%)
|
Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)
|
- средства республиканского, улусного, поселенческого бюджетов, внебюджетных средств, средства от меценатства и спонсорства, попечителей и различных структур.
|
|